Острова Ладоги: Путсаари


Путсаари


На карте 1:20 000 (5mb)
На карте 1:100 000 (1mb)

ЛАДОГА: острова Ладожские острова



ПУТСААРИ (Puutsaari)


61°30'26"N, 30°34'15"E. Размеры: 5.1 км. х 3.7 км.

Ближайшие населённые пункты - Кортела, Лахденпохья.
Внутренние ссылки в статье ведут на иллюстрации.

История.

В XVI веке на острове находился скит Валаамского монастыря, но в XVII веке, в период шведского владычества, он был разрушен.

В 1839 году игуменом Валаамского монастыря становится иеромонах Дамаскин. При нем началось бурное строительство, в том числе на удаленных ладожских островах. Было решено открыть скит и на Путсаари. В 1866 году монастырь приобрел остров у его владельца и начал строительство скита. Сюда был послан на послушание отец Илия (схимонах Илия Верхотурский, в миру — Чеботарев). С отцом Илией приехало несколько человек из монастырской братии и рабочие для ведения хозяйства. Они возвели в устье залива с западной стороны на горе, называемой Елеонской, деревянную часовню во имя преподобного Сергия. Отец Илия часто уединялся в небольшой пещерке для молитвы. Иногда его не видели по нескольку дней.

Однако, в то время Путсаари принадлежал Великому княжеству Финляндскому, по законам которого монастыри не могли приобретать землю, и покупка была оспорена в суде. Тяжба длилась три года и дошла до русского царя Александра II, который покровительствовал Валаамскому монастырю. Чтобы разрешить вопрос в рамках существующих законов, русский царь, который являлся и Великим князем Финляндским, приобрел землю на острове для себя, а затем подарил ее Валаамскому монастырю. В память об этом событии на острове был воздвигнут гранитный крест, который сохранился до наших дней.

С этого времени в документах Валаамского монастыря Путсаари именуется островом Святого Сергия. Сохранилось описание острова, сделанное Валаамскими монахами в 1878 году: «Остров Святого Сергия находится от монастыря на расстоянии 18 верст водяным путем на северо-западную сторону. От берега отделяется проливом шириною в 1 версту. Окружность его 15 верст. Прежнее его название было «Путосари», а затем назван «Сергиевским» во имя преподобного Сергия. Местность его превосходна и величественна: удивительной красоты гигантские каменные горы высотою саженей в 30. Отвесною стеною, как бы непобедимые крепости, они стоят в линию одна против другой. Поверхность их зеленеется лесами и разными растениями. У подножья гор красиво расстилаются зеленые поля и луга, и разнородные леса, между тем, нередко встречаются и озерки, наполненные разной рыбой, и на поверхности этих озерков встречаются во множестве утки и гагары. Въезд с озера во внутренность острова широким и глубоким заливом на протяжении одной версты. В устье залива с западной стороны, на высокой каменной горе, называемой «Елеонская», стоит деревянная часовня во имя преподобного Сергия, Валаамского чудотворца. С другой же стороны на горе, называемой «Крестовая», установлен величественный каменный крест высотою 10 аршин».

На острове обнаружили великолепный гранит. В это время на Валааме велось большое строительство, и в 1874 году монахи устроили на Путсаари каменоломню. Этот крупнозернистый гранит красного цвета получил впоследствии название «Валаамский». Гранит оказался настолько красивым, что получил большую популярность и стал использоваться не только на Валааме, но и в Санкт-Петербурге.

После гибели Александра II, который подарил Путсаари монастырю, монахи пожертвовали гранит с острова на возведение собора Воскресения Христова (Спас на крови), который стал памятником царю-освободителю. Из гранита был возведен фундамент и выполнена облицовка храма. Кровавый цвет гранита подчеркивал идею храма.

В 1896 году на Путсаари началось строительство нового скита с кирпичным храмом по проекту архитектора Н. И. Баранкевича.

После 1917 года начался период упадка Валаамского монастыря. В 1919 году службы в скиту на Путсаари еще велись, и в 1933 году здесь оставались еще два монаха.

Путсаари. Фото. Путсаари. Фото. Путсаари. Скит. Путсаари. Фото.

Недавно

Жил на Путсари Володя.

Пришел на остров сам и осел. Жил в разрушенном храме, совсем один, как отшельник. Привечал туристов. Ненавязчиво проповедовал христианство, службы проводил мирским чином. "Дикое" турьё, заходя в Монастырскую бухту, подбрасывало ему еды, помогало с огородом и дровами на зиму, участвовало в службах, вместе с ним восстанавливало скитскую церквушку, куда всегда был свободный доступ.
Володя стал местной легендой.

Он регулярно мотался на своей "Пелле" на Валаам. Обращения его к тогдашнему игумену валаамскому (Панкратию, если память не изменяет) помочь материалами для реставрации храма обычно наталкивались на "А кто ты такой?".

К 2001 году Валаам, подкопив жирок, начал расширять зону оккупации.

Вспомнили и про Путсаари. На знакомых тропинках появились забавные таблички, что проход по ним теперь запрещён без благословения какого-то чиновника из РПЦ.
Стали завозить стройматериалы для новоделов.

Володю, несмотря на все его заслуги, монахи с Путсаари выперли.

Храм восстановили.
Теперь скит в бухте Laurinlahti обороняется от мира как крепость: ограда, охрана, замки, флажки, противотанковые надолбы.



Сегодня.


Описание острова XIX века практически соответствует нынешнему. Каменные гряды высотой до 90 метров, которые местами без специального альпинистского снаряжения не взять, заросшие озерца и болотца, буреломы, по скалистым берегам мало мест для комфортабельной стоянки.

Бродить в одиночку по острову нежелательно. Полная дичь.

По северному берегу - останки финских маяков, по южному - останки финских же оборонительных сооружений времён второй мировой. На мысу Пуликаниеми - бывшая береговая батарея: фундаменты под орудия и недостроенный орудийный дворик, соединённые глубокими ходами сообщения.

По Ладоге подобных бывших военных сооружений - множество. Местами взорваны, на отдалённых островах - уцелевшие. Тема для отдельного турне.

По мнению экстрасенсов Путсаари обладает мощной положительной энергетикой.

2010